Автодилеры распродают машины со скидками в миллион рублей, но покупатели не спешат тратить деньги.
С начала 2025 года продажи новых легковых автомобилей в России рухнули более чем на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За первое полугодие было продано около 530 тысяч машин, что на треть меньше, чем в 2024-м. Такой резкий спад заставляет задуматься: что происходит на авторынке и чего ждать в ближайшем будущем?
Текущая ситуация: цифры и факты
Провальные продажи. Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», за первые шесть месяцев 2025 года в России было реализовано всего 530,4 тыс. новых легковых автомобилей, что на 26,3% меньше, чем годом ранее. Некоторые эксперты приводят еще более пессимистичные цифры: Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) сообщает о 546,43 тыс. проданных машин за полугодие, что означает падение на 27%.
Накопленные запасы. Одна из ключевых проблем рынка — колоссальные складские запасы, оцениваемые экспертами в 400-500 тысяч автомобилей. При текущем уровне продаж этого объема хватит на 4-5 месяцев рынка, создавая огромное давление на дистрибьюторов и дилеров.
Сравнение с мировыми тенденциями
В то время как российский рынок переживает спад, глобальная автомобильная индустрия демонстрирует разнонаправленную динамику:
- Китай: сохраняет уверенный рост с увеличением продаж на 13,9% в мае 2025 года, во многом благодаря буму на электромобили
- США: показывает умеренный рост около 2,5% в мае, хотя темпы рынка начали замедляться после весеннего всплеска
- Европа: демонстрирует стагнацию с незначительным изменением продаж, где спад в таких странах, как Германия и Франция, компенсируется ростом в Испании
Причины кризиса: почему рынок остановился
Эксперты выделяют несколько ключевых факторов, обусловивших нынешний спад:
- Высокая ключевая ставка ЦБ. Несмотря на недавнее снижение до 18%, ставка остается запретительно высокой для автокредитования. Средние ставки по автокредитам достигают 16,1%, что резко ограничивает покупательную способность.
- Укрепление рубля. Парадоксально, но укрепление национальной валюты также сыграло негативную роль: потребители, имеющие сбережения в иностранной валюте, заняли выжидательную позицию, не желая терять средства при обмене.
- Ожидания возвращения брендов. Многие покупатели откладывают покупки в ожидании возвращения ушедших западных марок, хотя эксперты единодушны — полноценного возвращения в ближайшие годы ждать не стоит.
- Затоваривание складов. Дилеры активно завозили автомобили в конце 2024 года до планируемого повышения утилизационного сбора, создав избыточные запасы, которые теперь приходится распродавать со скидками
Взгляд изнутри: что говорят участники рынка
Роман Слуцкий, генеральный директор ГК «Аларм-Моторс», отмечает: «Мой январский прогноз на 2025 год при сохранении ставки ЦБ на уровне выше 18% годовых в течение 6-9 месяцев составлял 1 млн проданных автомобилей. Как я и предполагал, авторынок от месяца к месяцу демонстрирует колебания в диапазоне 80-100 тысяч штук» .
Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей компании «РОЛЬФ», добавляет: «Факторы, которые определяли состояние российского авторынка, остаются теми же, что и последние месяцы. Конечно, это высокая ключевая ставка, во-первых. Резко сократилось количество выданных автокредитов»
Прогнозы на 2025 год и перспективы на 2026
Аналитики сходятся во мнении, что полностью оправиться в 2025 году рынку не удастся. Прогнозы варьируются в пределах 1,1-1,15 млн проданных новых автомобилей по итогам года, что примерно на 20-25% ниже показателей 2024 года.
Однако есть и обнадеживающие сигналы. В 2026 году при условии дальнейшего снижения ключевой ставки и улучшения условий кредитования рынок может продемонстрировать рост на 20-25%, достигнув уровня 1,5-1,55 млн автомобилей.
Сценарное прогнозирование на 2025 год
- Базовый сценарий: продажи снизятся на 12% до 1,38 млн машин.
- Оптимистичный сценарий: падение составит 5% до 1,49 млн автомобилей.
- Пессимистичный сценарий: снижение достигнет 20% до 1,25 млн авто.
Что ждет потребителя: возможности и риски
Текущая ситуация создает уникальные условия для покупателей. Дилеры, стремясь уменьшить складские запасы, предлагают значительные скидки, особенно на автомобили китайских марок 2023-2024 годов выпуска.
«До сентября-октября 2025 — хорошее время для покупки авто, особенно китайского. На руку покупателям играет затоваривание дилерских складов», — отмечает автоблогер Павел Блюденов.
Отдельные модели китайских брендов, таких как Chery, Haval и Geely, уже подешевели на 2-4%, а на некоторые позиции скидки достигают 1 млн рублей. Однако к концу года эта возможность может исчезнуть, так как дилерам придется продавать автомобили, ввезенные по новым, более высоким ставкам утильсбора.
Заключение
Российский авторынок 2025 года переживает болезненную, но необходимую корректировку. Высокие ставки, накопленные запасы и осторожность покупателей создают идеальный шторм, последствия которого будут ощущаться еще как минимум год. Однако этот же кризис создает уникальные возможности для тех, кто готов приобретать автомобили сегодня, и закладывает основы для более здорового развития рынка в будущем.
Останется ли текущая ситуация в истории как «ледниковый период» автомобильной промышленности или станет точкой для нового старта — покажет время, но уже очевидно, что рынок автомобилей в России меняется безвозвратно.
Какие тренды на мировом авторынке вас интересуют больше всего? Возможно, вы хотели бы узнать о перспективах электромобилей или о новых технологиях в автомобилестроении?